Лига'Лайз
Мне пророчили с детства службу точным наукам…
Начнем с официоза. Андрей Владимирович Меньшиков родился 30 июля
1977 года в Москве. Родители будущей звезды хип-хопа, полагаю, меньше
всего ожидали, что их отпрыск стяжает славу на ниве рифмосложения. Отец
Андрея – профессор, величина в мире современной химии. Но Андрей повел
себя не так, как можно было ожидать от типичного ребенка из
интеллигентной семьи. Сложившийся стереотип рисует такого ребенка
застенчивым хлюпиком в очках и с незаконченной музыкальной школой за
плечами. Андрей же начинает заниматься каратэ Кудо, посвятив этому
занятию 7 лет.
Хип-хоп пришел позже: в 1993 году Лигалайз и Ladjack организовывают
проект Slingshot. Лигалайз – потому что таково было название первой его
группы, от которой остались лишь воспоминания. Slingshot оказался более
серьезным проектом. Парни читали на английском – в те времена русский
язык не казался подходящим для сочинения рэпа – и записали свой первый
андеграунд-альбом. В 1994 Лига поступил в Российский Химико-
Технологический Университет, который правда, так и не закончил. В это
время рэп уже стал для Лигалайза второй жизнью (а может быть и первой).
Slingshot называют составной частью небезызвестного "подразделения
ублюдков" Department Of Bastards или сокраженно D.O.B. Основоположником
этой группы считается Sir-J, имевший за плечами опыт жизни в кварталах
Бронкса. Лигалайз становится неотъемлемой частью этой группы и
принимает участие в записи альбома D.O.B. "Russian Roolet". Это тоже
был англоязычный рэп с жестким подземным звучанием.
В том же 1996 году Лигалайз совершает один из тех неожиданных
поступков, коими пестрит его артистическая карьера. Лига уезжает из
России – в Конго. На целый год Африка стала его домом. Разумеется и там
Лигалайз занимался хип-хопом в местной франкоязычной группе AERO
Skwadra. По его словам, жизнь в Конго и общение с местными рэпперами
обогатили его новыми впечатлениями и расширили взгляды на то, каким
может быть рэп. Год спустя у Лиги появилась возможность реализовать эти
знания в русском рэпе: в Конго началась гражданская война, иностранцев
эвакуировали. Лигалайз вернулся в Москву.
Лига выдающихся джентльменов
В Москве Лигалайз включается в работу над альбомом D.O.B. "Мастера
слова". Теперь его рэп стал русскоязычным. Легко узнаваемый голос,
характерное произношение и неповторимый стиль, богатый образами и
яркими метафорами, быстро делают Лигалайза одним из лидеров
отечественного хип-хопа. Теперь помимо известности в слоях андеграунда,
на горизонте забрезжил коммерческий успех.
Брейкданс-команда Jam Style & Da Boogie использовала его
акапеллы для двух треков "Вы хотели party" и "Все вместе на месте".
Первый из них стал настоящим хитом: клип ротировался телеканалами и
достиг высшей позиции в хит-параде MTV. Этот успех привлек внимание
продюсера Александра Толмацкого (да-да, тот самый папа Децла),
создавшего звукозаписывающую компанию Миксмедиа и концертное агенство
Медиастар. Это был первый опыт хип-хоп индустрии в России.
Тогда то и возникла идея проекта Легальный Бизне$$, казавшийся более
привлекательным, чем просто соло-МС Лигалайз. В общих чертах проект
выглядел так: талантливый русский эмси, колоритный черный эмси и
способный ди-джей. Вакансии заполнили Лигалайз, N`Pans (бывший участник
команды Братья Наличные) и DJ Tonic (один из победителей российского
DJ-чемпионата Grandmaster DJ). Получившаяся лига выдающихся
джентльменов стартовала хитом "Пачка сигарет". Использование в треке
припева Виктора Цоя вызвало активное неприятие у некоторых фанатов
погибшего певца, зато хит получился из разряда стопроцентных. Что же
касается заимствования – тот же Puff Daddy попользовался рефреном песни
Стинга для своей нетленки "I`ll Be Missing You", и все отнеслись к
этому с полным пониманием.
Период с 1998 по 2000 был для Лигалайза чрезвычайно активным. Он был
на виду – работал над пластинкой Легального Бизне$$а, участвовал в
группе Bad Balance, сочинял тексты для Децла. В 2000 году вышел альбом
Легального Бизне$$а "Рифмомафия". Пластинка получилась сильной,
наглядно продемонстрировав искусную и метафоричную баттловую манеру
Лигалайза. Его репрезенты заставляли раскрыть рот – любой, кто
пробовал, знает, как непросто делать хорошие репрезенты, не повторяясь.
Лига не повторялся, создавая впечатление, что способен писать такие
тексты десятками, сотнями...
Пражские будни
Мотивы этого поступка в полном объеме так и останутся личной тайной
Лигалайза. В 2001 году он оставил Москву, уехав в неизвестном
направлении и оставив прощальную записку, в которой отрекался от себя
прежнего и лишал себя права голоса в российском хип-хопе. Записка,
прочитанная в прямом эфире радиопрограммы "Фристайл", произвела эффект
взорвавшейся бомбы. Корректно ли проводить параллели между этими
событиями или нет, но через некоторое время после его отъезда рухнул и
Bad B Alliance.
В интервью для Invox Лига комментировал эти события так: "В какой-то
момент я смылся от стресса – уехал в Прагу, чтобы вспомнить, зачем
вообще я начал заниматься музыкой".
Пауза пошла на пользу – в Праге Лигалайз пересекся с молодыми
рэпперами из команды П-13. То, что начиналось как полушуточные
фристайлы, превратилось в полноценный альбом. Пражский период длился
чуть более года, и все же Лига вернулся. "Без корней, без своего
слушателя я тоже ничего не значу." – говорит он, - "Все глобальные
планы связаны с Россией".
Танцующий на Шеff`е
Осенью 2002 года Лигалайз возвращается в Москву и берет на себя
руководство хип-хоп проектами лейбла D&D Music, новой компании
Толмацкого-старшего. Возвращение получилось громким – Лига умело вернул
к себе интерес публики громким дисреспектом в адрес своего бывшего
напарника Влада Валова. Трек "Доктор Блеф", адресовавший Шеff`e очень
серьезные обвинения, не имеет аналогов. Все прочие диссы, имевшие место
в российском хип-хопе, не дотягивают до "Доктора Блефа" ни по
качеству, ни по вызванному резонансу. "Ответ" Шеff`a, появившийся
спустя небольшое время, на фоне трека Лиги имел бледный вид.
Альбом Лигалайза и П-13 "Провокация" вышел в свет только в декабре
2003 года. К этому моменту Лига заявил о создании собственного лейбла
Интеллигентный Хулиган Production. В 2004 году Лигалайз издал на
Интеллигентном Хулигане альбом D.O.B. "Короли андеграунда", альбом
ремиксов Da Boogie DJs на "Провокацию", альбом Джипа "Здесь был я" и
микстейп ди-джея Nik-One "Интеллигентный хулиган vol.1".
Несмотря на то, что Лига в хип-хопе больше десяти лет, он до сих пор
не имел в активе ни одного сольного альбома. В 2006 году долгожданный
соло-альбом наконец-то увидел свет. Пластинка получила название "XL".
Источник: http://www.ligalize.ru |